Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"8 1/2" (Италия, 1963)

Режиссер -
Федерико Феллини

В ролях -
Марчело Мастрояни, Анук Эме, Клаудиа Кардинале, Сандра Мило


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 8

Актерская игра - 8

 

Если кто-то до сих пор не знает, что подразумевается в названии - это просто порядковый номер. Семь полнометражных картин и новелла в коллективном проекте, снятые Феллини до этого момента. А большей нагруженности смыслом и не требуется. Поскольку мы имеем дело с привычным феллиниевским блефом - фильмом не о том, о чем в нем рассказывается, полуфильмом, фантомом...

Это нечто подобное описанному мною в "Интервью" того же Феллини и "Кармен" Сауры.

Вот так, в карьер, я не могу вспомнить - снимал ли кто-нибудь до 63-го года фильм о том, как снимается фильм. Если и было, то: режиссер машет дланью, вульгарная девица щелкает хлопушкой, а вечером тот же дня режиссер скребется в номер актрисы-примы и шепчет, повиснув подбородком на дверной цепочке, жаркие слова любви. Впоследствии все так и снималось. Довольно часто. (А! Ну да! Сам же Феллини в 1952-м, в "Белом шейхе", использовал съемочную площадку как главный сюжетообразующий фон!)

Здесь все иначе. Здесь исключена сама возможность появления хлопушки, вопля "Мотор!", пуделя, некстати забежавшего в кадр... Здесь все очень интимно.

Герой-режиссер, скорее всего, "косит". Он не знает - как приступить к съемкам нового проекта, под который уже выбиты изрядные миллионы (в итальянских). И скрывается на гастроэнтерологическом курорте, но за ним неумолимо катится волна актеров, помощников, критиков - с кинопробами, декорациями, контрактами, уже готовыми статьями о фильме, чью идею режиссер даже не сформулировал.

Плюс любовница, жена, знающая о любовнице, и персонаж Кардинале, чей ролевой статус я наверное никогда точно не определю. То она - плод воображения, тоска по идеалу, то - реальная красавица, чуть ли не актриса Кардинале (зовут, во всяком случае, Клаудиа), что обычно опредеяют как "herself". Но не исключено, что и актриса Клаудиа - воображаемый идеал, теперь уже - идеал исполнительницы предполагаемой роли.

Вообще, все это очень напоминает Бунюэля. Но Феллини всегда оставляет шанс. Все эти сны, воспоминаний, фантазии, галлюцинации в бунюэлевских фильмах принадлежат невесть кому: персонажу (и главное - которому из них!), автору или нас пытаются убедить, что мы вот эдак интерпретировали увиденное, а не этак. Феллини же достаточно принципиально блюдет "авторское право" на вымысел. Оставляет маячки, хотя и не всегда сразу заметные.

В фильме действительно происходит нечто похожее на двусмысленные события ленты "Интервью". Видимо - больная тема. Декорации строят и разговоры ведутся о каком-то научно-фантастическом проекте. Но режиссер размышляет и пробы делает совершенно о другом - о детстве, религиозной рефлексии, жене… И вот мы получаем сразу два фильма: оба совершенно реальных. Один - о том, что художник редко бывает свободен (это было модно в 60-х), а второй - внутри первого - типичное феллиниевское надувательство продюсеров: о своем, о сокровенном. Маэстро тиранили не хуже советских вольнодумцев. Известно, что знаменитые "Сатирикон" (1969) и "Казанова" (1976) он снял под давлением продюсеров, выполняя контракты. Благодаря чему обретал некоторую свободу. Ну откуда он знал в 63-м, что в 73-м у него будет возможность снять "Амаркорд" или в 80-м "Город женщин". Что в 70-80-х продюсеры благосклонно отнесутся к воспоминаниям и фантазиям патриарха. А пока лапши навешал о творческой несвободе, о рефлексии интеллектуала… "О! Это круто, маэстро!" - отвечает продюсер, который знает, что в Венеции и Каннах ждут в этом году ленты о столкновении личности и косной среды. Наверное что-нибудь похожее происходило и накануне съемок "Интервью" - какой там Кафка, нам нужно раскручивать кампанию о праве наций на самоопределение, о политкорректности. Впрочем, индейцев оставь, в Каннах как раз "Миссия" об индейцах победила…

Но это я приблизительно моделирую.

Как бы там ни было - но если мы таким образом вместо двух шедевров получили три, четыре, etc - это замечательно.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Зашла посмотреть, о чем фильм. Рецензия Галкина - ни о чем. Значит, и фильм, простите, ни о чем?


Ответ посетительнице: ЛУЧШЕ ПОСМОТРЕТЬ ФЕЛЛИНИ, ЧЕМ ПРОЧИТАТЬ ГАЛКИНА


Это точно!


Феллини очень любил кино и снял кино о кино с присущем ему клоунским вывертом

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования