Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

"Семь самураев" (Япония, 1954)
 


Акира Куросава


Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Кейко Цусима, Юкико Симадзаки, Екио Цутия


Оценки

Общая - 10

Сценарий - 10

Зрелищность - 10

Актерская игра - 9

Ваша оценка
Рейтинг 8.7 при 91 голосах.
Купить этот фильм в формате
MPEG4
 


 


Однажды я слышал рассказ бывшего студента ВГИКа. Собрались несколько простых советских студентов 70-х посмотреть "Семь самураев". Взяли пленку из спецхрана, заказали время в просмотровом зале, а фильм-то - без перевода. В тогдашней Москве можно было найти переводчика хоть с венгерского, хоть с монгольского. А вот со спецами по японскому - туго. Так что придумали, бестии! Заказали дублированную "Великолепную семерку", посмотрели, а сразу следом - "Семь самураев". И возмутились - американцы не сочли нужным отступить хоть бы на миллиметр от прототипа, чуть ли не кальку сняли с шедевра Куросавы.

Я его впервые посмотрел в благополучные 80-е. Восхитился. Но не более. Пересматривая же в 2000-м, наконец понял феноменальный успех фильма в 50-е, феноменальный успех римейка в 60-е и относительное равнодушие советской публики в 80-х. Мы не попали тогда в его этический алгоритм, прихотливо всплескивающий в отдельные десятилетия века (впрочем, дело-то не во времени).

Меня буквально поразило сходство с российской кинопродукцией - хотя сравнивать-то не совсем прилично - последних лет 6-7. Вот та пресловутая жажда героя, отсутствующего в реальности. Подростковое моделирование супермена, пусть не всегда нравственно безупречного, но сохраняющего робингудовскую традицию в социальном хаосе. Японии, едва избавившейся от послевоенной оккупации, такой герой нужен был чрезвычайно.

Ситуация XVI века (снятая в 50-х нынешнего) практически во всем актуальна современному нашему хаосу. Не успел я отойти от первого шока, как последовала сцена… освобождения заложника! Шедший по своим делам самурай по всем правилам антитеррористических программ обезвреживает похитителя ребенка!

А дальше начинается малоприятный разговор, на который и нынче мало кто отваживается - о подлости и гнусности массового человека. Защитник для него ничем не лучше обидчика, он равно боится и презирает обоих. Только ложно поднятая тревога вынуждает жителей селенья обратить внимание на своих спасителей, мчаться с криком: "Спаси!" к тому, кого только что упорно избегал. Так что вопрос эксплуатации еще не разрешен.

Это, впрочем, не все сюрпризы. Недоверие крестьян к самураям - принципиально. Женщин прячут в лесу, не делая разницы в оценке бандита и воина. В "Великолепной семерке" этот мотив усилен еще и припрятыванием еды. Типично куркульская психология - надавить на жалость и воспользоваться без особых затрат благородством ближнего, который явно беднее тебя и который, скорее всего, завтра умрет во имя твоих интересов. Чуть позже один из японской семерки найдет целый склад самурайской экипировки - "беспомощные" крестьяне, которым ведь никто не мешал проявить собственный героизм, предпочитали все это время не бороться с бандой, а добивать раненных самураев-одиночек, грабя их трупы. (Тут спасителям впору задуматься о своей собственной возможной судьбе.) Особенно отвратительно выглядит после этого сцена расправы над пленным, когда "мирный, бедный и затурканный" крестьянин нагло отталкивает победителя, настаивая на своем праве убить связанного пленника. Где ж ты раньше свои права прятал - на мародерском складе?

Из семерых выжило трое. И один из них скажет: "Это крестьяне оказались в выигрыше. А не мы". И ничего не говорит о том, что "выигравшие" изменятся после всего этого. Склад наверняка будет пополняться.

Наверное так и должно быть. Во имя каких-то высших целей.

Но ближайшие лет десять я фильм пересматривать не буду.

Игорь Галкин

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Ваш комментарий



 
Все рецензии рубрики "Элитарное кино"  
 
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования