Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"Три истории" (Россия-Украина, 1997)

Режиссер -
Кира Муратова

В ролях -
Сергей Маковецкий, Рената Литвинова, Олег Табаков


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8
(О.Табаков - 10)

 

Чтобы кратко охарактеризовать эту работу, нужно привести фразу моего знакомого, так и не досмотревшего фильм до конца: "Я понял, что если не выключу телевизор, то я его разобью".

В 1990 году я имел удовольствие общаться с Кирой Георгиевной на рижском фестивале "Арсенал-2". И она произвела на меня впечатление самого здравомыслящего человека из всех собравшихся там. Но после просмотра тогдашней ее новинки "Астенический синдром", меня посетили некоторые мысли...

В свое время жанр психоделической музыки был в мире господствующим. А вот психоделическое кино если и появлялось, то на уровне отдельных проб и личных экспериментов. Сделать его коронным стилем решилась только Муратова. Причем, исчерпал он себя гораздо раньше, нежели режиссер от него отказалась.

Психоделия служила для Муратовой формообразующим средством и несколько маскировала, скрашивала совершенно кошмарный строй мысли автора, уводила куда-то в сторону. Теперь, без экивоков, Муратова предстала тем, кем она на самом деле есть.

И многим захотелось выключить телевизор. А мне - усомниться в ее здравомыслии.

Фильм состоит из трех новелл, посвященных бытовым убийствам. Характерно, что это первая за всю карьеру работа, где Муратова не принимала участие в написании сценария. Все три сюжета сочинены другими людьми, но объединяет их вот эта общая муратовская тяга к патологии, вот этот четко заданный выбор темы из бесконечного многотемья.

Я расскажу только о первом сюжете. Герой приходит к знакомому в котельную городской бани. И просит того сжечь труп убитой им тещи. Приятель приходит в ужас, но не от убийства, а от того, что ему сейчас сдавать смену и могут накрыть. Из бани периодически прибегают "голубые" и пристают к герою. Тот даже не сопротивляется приставаниям, лишь бы ничего не заметили. Честно говоря, даже не помню - что сделали с трупом. Помню лишь, что приятель рассматривает ближе к концу новеллы покойницу и сокрушается, что еще достаточно молодая, тело хорошее...

Это снимает пятидесятилетняя ядреная тетенька, которая так и просится на кустодиевские картины о чаепитиях - тихая такая, уютная, домашняя...

В свое время (время того же "Арсенала") Муратова испытывала творческий кризис - после посещения живодерни она не хотела снимать ничего, кроме этой самой живодерни. На уровне документального, неотвлеченного кино. Живодерню не сняла, сняла "Три истории". И именно теперь оказался кстати метод документальной, новостийной съемки. Получается эффект не теплой, насыщенной атмосферы 35-мм пленки, а сухая передача видеокамеры. Что равняет фильм с передачей "Ситуация" или "900 секунд" - но с подробностями, с драматургией, с последним вздохом и конвульсией... Маркиз де Сад, наверняка, рыдал где-то там в потустороннем мире.

И вот, черт возьми, какая закономерность - к тому возрасту, в котором нынче находится г-жа Муратова, режиссер - даже самый бездарный в начале карьеры (а Муратова и в молодости была изрядным мастером) - становится суперпрофессионалом и способен придать обаяние всему, что запечатлел на пленке оператор. Я, например, выключить телевизор не смог. Не смог оставить себя без НЕРЯДОВОГО события в своем кинозапасе. Иное дело, что событие совершенно аморальное, и что к традиционной привлекательности зла прибавляется еще обаяние профессионализма...

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Позвольте мне усомниться в том, что вы сами смотрели этот фильм хотя бы потому, что в первой новелле, в которой вы ничего не увидели, герой убивает не тещу, а соседку. Напрашивается вывод, что рецензия состряпана на скоруюу руку, абы-кабы, и соответственно, теряет для меня ценность. А жаль...


Отходя от допущенных в рецензии неточностей, о сути: не думаю, что Муратова культивирует привлекательность зла. А Три Истории - фильм об отчужденности, которая от истории к истории приобретает абсолютный характер. Муратовский Город меня всегда поражал - такой пустой, мертвый, полуразрушенный (интересно, где она снимает?). Кино о том, как НЕ должно быть. Гвоздь, ключ, эпицентр, квинтэссенция фильма - в сцене с двумя глухими старушками во второй истории. В этом фильме НИКТО НИКОГО НЕ ХОЧЕТ НИ СЛЫШАТЬ, НИ ПОНИМАТЬ, а единственные люди, которые ХОТЯТ друг друга услышать - сделать этого НЕ МОГУТ. Очень печально. Так нельзя. Первая история (только не кидайте гнилых помидоров!) - очень смешная (сквозь слезы - имеет место быть), а третья (чувствуется муратовская рука в сценарии) - самая страшная. Могу ошибаться, но мне кажется, что не случайно в названии именно этой истории наличествует слово "смерть". Хотя смерть (неестественная!) присутствует во всех трех новеллах, именно в третьей она, на мой взгляд, нашла себе самое ужасное олицетворение - в девочке. Кстати, Муратова не первая, кто использовал Девочку как орудие Смерти (если не ее воплощение) - навскидку вспоминается феллини (фильм "Три шага в бреду", третья новелла, название не помню). Кстати, советую посмотреть. Экранизация трех новелл Эдгара По. Режиссеры: Роже Вадим, Луи Малль и Федерико Феллини. Занесло меня что-то... Да, что касается Муратовой - один (одна?) из моих любимейших режиссеров. За Три Истории в том числе


Если "Три шага в бреду" рекомендуется смотреть мне - то, действительно, занесло... И вообще рекомендации МНЕ посмотреть тот или иной фильм - это, право, наглость... А феллиниевская новелла называлась "Тоби Дэммит"
Галкин


А ПОЧЕМУ, СОБСТВЕННО, НАГЛОСТЬ? :)


Тут недавно кто-то порекомендовал мне посмотреть "остальные фильмы Кустурицы", хотя за исключением первого они все уже "висят" на сайте. И если чего еще не "висит", это не значит, что я не видел. Просто очень много работы...
Галкин


помню я посмотрела этот фильм(точнее одну из историй-"офелию")в 90х.мне понравился фильм он мне показался до ужаса смешным;)нет ну почему все так обозлились на него?смотрите этот фильм как черную комедию!помните момент:Рената (преужастно красивая,сексуальная и необычная) подходит к своей матери и бесконечно повторяет:"так так так так так так..."а мамуля ей(кинувшая в молодости дочь)"ваше така так мне мешает читать" или один только Охлабыстин чего стоит!;) улыбайтесь ,господа!


Ну раз уж вы вспомнили о Кустурице в рецензии на Киру Муратову. Первый фильм большого К. назывался "Невесты приходят" ("Долли Белл" - второй). И в нем фантастически красиво была снята сцена группового изнасилования. Но из этого вовсе не следует, что он подобные вещи пропагирует и сочувствует им. А Киру Григорьевну я для себя совершенно переосмыслил после "Чеховских мотивов". Давно я так не смеялся и, главное, совершенно на это не рассчитывал. Подобное у меня случилось десять лет назад с "After hours" Скорцезе. Теперь мне кажется, что люди, хотевшие разбить телевизор в 97 (и я в том числе) тотально в "Три истории" не врубились (и я втом числе)
Дядя Zhora

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования