Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга  Поиск по сайту

"2001: Космическая одиссея" (Великобритания, 1968)

Режиссер -
Стэнли Кубрик

В ролях -
Кир Далли, Гари Локвуд, Уильям Сильвестр, Дэниэл Рихтер


Оценки

Общая - 9

Сценарий - 9

Зрелищность - 10

Актерская игра - 8

Купить этот фильм в формате
MPEG4
 

Кто-то когда-то сказал, что Кубрик снимает каждый фильм так масштабно, так насыщенно, словно хочет раз и навсегда закрыть избранную тему. Разумеется, результат получается обратный.

Если бы ему не пришла в голову счастливая мысль снять "Одиссею", наверняка сегодня не было бы популярного в узких кругах искусства видеоарта, наверняка эволюция Андрея Тарковского (снявшего к тому моменту только "Иваново детство" и "Андрея Рублева") пошла бы другим путем. Не было бы "Борьбы за огонь" Жан-Жака Анно, фильмов Дэвида Линча, клипов "Энигмы", всех этих бесконечных "Чужих" и "Звездных войн". Даже дизайн компьютерных игр наверняка был бы другим. (Вы изрядно развеселитесь, но патологически занятой американский папа, не могущий приехать на день рожденья дочери, тоже прилетел в Голливуд отсюда.)

С определенного момента - да вот, пожалуй, с "Одиссеи"! - работы Кубрика ощутимо смещаются от границ непосредственно художественного кино в так и не определенную четко по сей день сферу межжанровых видеоупражнений. Чему в немалой степени способствовал впервые в чистом виде опробованный фирменный стиль режиссера. Здесь нельзя, как о Висконти, сказать, что в фильме ничего не происходит. Если уложить сюжеты Кубрика в 90-100 минут, получатся ловкие голливудские боевички, триллерки и прочая галиматья с упаковок видеокассет. Но режиссер укладывается лишь в 183, 146, 166 минут.

Лучшей иллюстрацией для этого служит сцена из его последнего (forewer) фильма "Широко закрытые глаза" - герой хочет поцеловать покойницу в лоб. Он минуты три (!) наклоняется. Но это лишь половина расстояния. Передумал. И столько же распрямляется.

Первая фраза в "Одиссее" прозвучит на 19-й минуте демонстрации. Первое слово. Настолько не существенен этот компонент в том, о чем повествует автор. Остается лишь изображение, которое тоже неадекватно его желаниям и мыслям. Отсюда избыточность видеоряда - ворох подсказок, намеков, символов, только сужающих поле поиска, но никак не подводящих вплотную к смыслу.

Либретто (это определение более уместно) Артура Кларка, в принципе, находилось в генеральном русле тогдашней научной фантастики. (Сейчас бы сказали - футурологии.) В эпоху каких-то австралопитеков на стоянке появляется идеально обработанный металлический брус. Он оказывает незаметное влияние на стаю, пробуждая, образно говоря, в австралопитекских мозгах абстрактное мышление. И те начинают пользоваться орудиями. Тут начинается диалектика развития - первая польза от орудия тесно связана с первым убийством...

И вот 2001 год. Режиссер довольно-таки навязчиво демонстрирует звездолет в виде колеса. Ничего не ново. (Идею цикличности развития в те годы можно встретить, например, в повести Стругацких "За миллиард лет до конца света".) И первое (с последующими) убийство, и музыка Штрауса, и звездолеты всех мастей - диалектика, диалектика...

В 2001-м на Луне находят такой же брус, как бы пунктиром продолжающий вектор поиска, развития, приобщения к универсальному знанию (от первого колеса к колесу-звездолету, и далее), указывающий на Юпитер. Тут новый мотив (новый цикл), но та же диалектика. Бунт машины на борту межпланетного корабля. Человек создал компьютер по своему подобию, снабдив его собственными эмоциями, и получил то, чего не ожидал, но что предсказуемо и объяснимо. Компьютер горит желанием оправдать машины своего поколения и гробит мешающих ему людей...

Далее анализировать нет смысла. Тем более, что все переходит в тончайшую игру непередаваемых символов и аллегорий. Разумеется, Юпитер - не конечная остановка. Это лишь завершение цикла, усовершенствование колеса, исполнение давних желаний и соблазн новых, только что открывшихся возможностей. И опять же схожие мотивы мы можем отыскать в сочинениях тех лет Роберта Шекли, Станислава Лема, "Пикнике на обочине" Стругацких. Новый соблазн и страх перед ним, новое знание и невладение его языком. Нужно заново бить по головам и усовершенствовать колесо, а жизнь коротка и хрупка...

Кстати, Тарковский создал своеобразные вторую и третью части кубриковской одиссеи, подняв тот же тематический пласт литературы - "Солярис" и "Сталкер".

Я помню возмущение любителей жанра во время выхода последнего в прокат. Наверное, так же возмущались английские и американские поклонники "Стар-трека", купившиеся на звучное название "Одиссеи".

Но кто-то сказал, что со временем некассовые фильмы становятся чемпионами по сборам. Шлягер сезона посмотрели и забыли, а фильмы, подобные "Космической одиссее", будут смотреть вновь и вновь. 31 год - вполне солидный аргумент.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Фильм очень крутой. В особенности на DVD. Такая графика 68 - это просто гениально. Только почему Кубрик запретил переводить фильм на русский язык. Это странно


ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ВПЕЧАТЛИЛО В ФИЛЬМЕ - ФИНАЛ ПОД ШТРАУСА (УСЛОВНО ФИНАЛ - ПОСЛЕДНИЕ 40 МИНУТ). А ТАК... "АПЕЛЬСИН" НЕИЗМЕРИМО ЦЕННЕЕ


Помогите найти VHS или на худой конец DVD ddn67@mail.ru незадорого

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования