Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга Поиск по сайту

Завороженный/Spellbound (США)

Режиссер -
Альфред Хичкок

В ролях -
Ингрид Бергман, Грегори Пек, Михаил Чехов, Лео Дж. Кэрролл, Джон Эмери, Пол Харви

Продолжительность -
116 минут

Год выпуска -
1945



Ссылки
 Официальный сайт
 IMdB
 Classic Movies
 ВидеоГид
 OZON
 Rushall
 Alfred Hitchcock - The Master of Suspense
 Ingrid Bergman
 Gregory Peck Online


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 5

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

 

Старый добрый Хичкок как-то сказал, что если бы он работал еще и над сценариями, то не снял бы даже половины того, что снял. Тут уж нужно выбирать (нам). Либо радоваться тому объему, что был изготовлен маэстро, либо сокрушаться по поводу досадных огрех, несостыковок, промахов. Хичкока в самом деле занимала только визуальная, трюковая сторона дела, а драматургическая, текстовая, детерминирующая часть - не очень. Он снимал так, будто прошлого у героев не существовало. Важно - только сейчас, то, что в кадре, перед глазами. И, глупо спорить, картинку, цепочку сиюсекундных впечатлений он умел создавать как никто другой.

"Завороженный" заслуженно считается одной из вершин, одним из хитов режиссера. (Во многом благодаря посторонним, внешним факторам - таким, как привлечение к работе Сальватора Дали или девственная в те годы тема психоанализа). Тем более обидно время от времени наблюдать крупные сценарные просчеты. Сейчас поясню, что я имею в виду. Вот главный герой, о душевной болезни которого все давно догадались. Его явно приводят в смятение темные полосы на белом фоне. Вплоть до того, что разболтав пену для бритья, он приходит в ужас от ворсинок, проступающих сквозь пену. Но до этого-то он несколько дней подряд ходил идеально выбритым, и ничего. А тут как в первый раз - мезансцена в пустоте, действие в вакууме. Но Хичкоку важно сделать эффектную сцену... И подобных досадных мелочей множество - особенно в этой работе.

Основной (детективный) мотив здесь таков: в психиатрическую клинику, на смену стареющему руководителю, приезжает молодой красавец, автор нескольких нашумевших книг в области психоанализа. Молодая доктор (щекастенькая такая, прехорошенькая Ингрид Бергман), которую до этого интересовала только работа, сражена наповал. Грегори Пек в самом деле в те годы еще не был суровым мачо, а эдаким Томом Крузом 40-х (слава Богу, это быстро прошло). Наметился роман. Но новый руководитель дает повод заподозрить в нем не того, за кого он себя выдает. Более того, ему бы не руководить, а лечиться в этой клинике. Но любовь уже полыхает во всю мощь. И щекастенький доктор с невероятным бергмановским носиком идет не только на должностное преступление, но на прямой конфликт с уголовным кодексом.

Тут мы имеем дело с детективом такого рода, получившим весьма широкое распространение впоследствии, где функции полиции выполняет кто угодно, но только не полиция. А последняя как раз тупо и прямолинейно блюдет букву, а не дух закона - чем только удаляется от истины. Психоанализ здесь не только эффектный фон и антураж, способный украсить банальную детективную интригу, а как раз единственно возможный путь для раскрытия этого дела. Ну и, конечно, нужно любящее сердце вдобавок к знанию предмета, истовость любящего, готового идти на все и до конца.

Ежели красавец-псих попадет в руки полиции, разумно считает красавица-доктор, он окончательно сойдет с ума и поплатится за чужой грех. Природа его помешательства такова, что он твердо уверен в том, что совершил убийство. Но тут умный аналитик должен сразу понять, что это типичное "замещение", что тем самым он "закрывает" от самого себя какой-то другой, более ранний грех. Ну и тому подобная фрейдовская хренотень.

Тогда любящая женщина везет возлюбленного-пациента к своему старому мудрому учителю, с которым они начинают анализировать сны мнимого убийцы. Психоанализ, конечно, что дышло, но если он подтверждается фактами, то это вполне заманчивый кинематографический поворот.

Вот как раз декорации к снам Сальватор Дали и рисовал. Стоит заметить, ничего нового он не здесь не придумал, взял свои типичные образы, знакомые по массе картин и просто вырезал их из фанеры. Сегодня, когда популярность Дали достигла вселенского уровня, это смотрится особенно обидно. Штамповкой человек пробавлялся, конвейером.

То есть, если подытожить, Хичкока сделали великим мастером три вещи. Во-первых, вот эта киношная бескомпромиссность. Пусть, мол, какой-нибудь Галкин начнет занудствовать, найдя незначительную ошибочку - зато есть зрелище с большой буквы, которое ни в кое случае не скучно смотреть. Во-вторых, фон у него никогда не подменял самого сюжета, как это сплошь и рядом делается в современном кино. Если, не дай Бог, слово "психоанализ" прозвучало в сегодняшней новинке, то это будет фильм о психоанализе, тебе будут два часа зудеть о сублимациях, вытеснениях, замещениях, маму и папу главного героя поминать - но детектива или любовной истории уже не получится. Получится дидактическое пособие по применению тех или иных методов пламенного Фрейда. У Хичкока детектив всегда остается детективом, а триллер - триллером.

И третье. Выбор и умение маэстро работать с актерами. Особенно с дамами. Это уже некое самоценное явление, заставляющее опять же забывать о незначительных недостатках. Здешнее трио - Бергман, Пек и Чехов - как бы исчерпывающий прейскурант всех актерских типов и возможностей. Эдакий ленивый красавец Пек, осознающий что ему ничего и делать-то не надо - дуры-девки будут вновь и вновь требовать его появления на экранах. Эдакая старательная красавица Бергман, отдающая себе отчет, что не всегда будет красавицей, а работать и жить нужно. Ну и типично русский темперамент и ментальность Чехова, широкая душа, не всегда и замечающая, что его уже снимают (или уже не снимают). Очень жизненный тип, со сложной амплитудой оттенков и нюансов экранного образа. Он, осмелюсь заявить, намного богаче, в профессиональном отношении, своих молодых коллег. Это я только о типах, разговор же о возможностях может затянуться надолго, лучше посмотреть.

Вообще, мне кажется, что у Хичкока актер появлялся не просто так - потому что популярен и много прибавит к сборам, или потому что продюсер потребовал... У маэстро было нечто вроде шестого чувства - он сразу определял: кто актер, а кто - Том Круз. И брал только первых. Наверное три четвертых исполнителей, участвовавших в его постановках, не стали знаменитостями, их имена ничего не говорят ни современному ни тогдашнему уху. Но тут, как известно, очень часто работают другие соображения. А в фильмах Хичкока эти люди всегда оказывались на своем месте и никогда не давали повода к разочарованию. К сожалению, сегодня по-моему таким шестым чувством не обладает ни один режиссер. И потому Хичкока смотреть будут всегда.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования