Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга Поиск по сайту

Сонатина/Sonatine (Япония)

Режиссер -
Такеши Китано

В ролях -
Такеши Китано, Айя Кокумаи, Тетцу Ватанабе, Масанобу Катсумура, Сусуми Тераяма

Продолжительность -
94 минуты

Год выпуска -
1993



Ссылки
  Официальный сайт
 IMdB
 Yahoo! Movies
 ROTTEN TOMATOES
 OZON
 DVDSpecial
 Office-Kitano


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 8

Зрелищность - 9

Актерская игра - 8

 

Китано умеет снимать совершенно непохожие друг на друга фильмы - за что ему честь и хвала. Есть, например, фильмы тупые и никакие (как, положим, "Жестокий полицейский" и "Брат" - последний у нас идет как "Брат якудза", чтобы не спутали, надо понимать, с балабановским "Братом"). Есть - красивые и артистичные, как "Фейерверк". "Сонатина" - это вариант компромиссный: красивый, но никакой.

Если сформулировать его идею кратко, то получится что-то вроде "якудза на отдыхе", или - вернее - "якудза в безделии", или - выражаясь образным языком Марио Пьюзо - "якудза на матрацах".

Сейчас белому зрителю намного легче - он посмотрел фильмы вроде "Ронина" Д.Франкенхаймера или "Пес-призрак..." Д.Джармуша, где доступно, как школьнику, объяснили тонкости "кодекса бусидо". Без этой информации финал "Сонатины" оставит нашего человека в полном недоумении. Замочил всех врагов и недоброжелателей, девушка такая чудная ждет его, старую кривоногую корягу... Американцы тут же едут в Мексику и радуются жизни. А этот в башку себе из серьезного калибра... А так наш человек понимает: ежели пришлось замочить босса - такие ситуации случаются, то правильно и сделал, но уж после этого изволь собственной смертью искупить отступление от статута...

Вот эти китановские девушки, кстати, отличный ход. Очень кассовый ход. Он никому из знаменитых кинояпонцев почему-то в голову не пришел. И я думаю, что Бессон своего Леона частично списал с "сонатиновского" Муракавы. Эдакий старый воин, самурай, которому как-то не довелось с дамами пообщаться. Он бы вообще прошел мимо насилуемой красотки, да насильнику понадобилось еще и на унижении прохожего самоутвердиться. Пришлось пристрелить хама... А девчонка (очень - повторяю - трогательная) "любит крутых". Ну и давай донимать сурового воина. А тот стесняется, как подросток, демонстрирует - понимай - хрупкость и незащищенность своей самурайской души. Не будь этой линии, прочее воспринималось бы с некоторой скукой, почти с такой же скукой, каковая донимает героев фильма.

Эти герои - представители своеобразного подклана якудза, работающего на более крупный клан. Представителей другого дружеского подклана обидели якудза из, соответственно, враждебного крупного клана. И теперь нужно отправить "спецов" на помощь. Персонаж Китано понимает, что ничем хорошим все это не закончится, он и на прошлой разборке потерял нескольких людей, но с боссом не спорят. По приезде складывается непонятная ситуация. Ясно одно: нужно валить. И уцелевшие сваливают в какое-то уединенное местечко, может быть, даже на островок - переждать, поразмыслить...

Так что добрые две трети фильма - это специфические китановские натурные съемки. Прибой, роскошные пейзажи, дивные ландшафты - и все под гениальную музыку Джо Хисаиши. "Нью-эйдж" просто какой-то... Люди, конечно, тоже копошатся, иногда и трагические события происходят - но главной идее это не мешает: взрывы, пожары очень органично вписываются в пейзаж, добавляя ему стерильной визуальной красоты. Якудза в это время просто нечего делать, они скучают и развлекаются в подобных, ограниченных условиях как могут. То есть, резвятся как дети, совершают всякие глупости, устраивают дебильноватые розыгрыши - но все понятно, что тут сделаешь, на безлюдном пляже, не имея возможности съездить даже в магазин. Повторяю - две трети фильма нам показывают эти самые глупости на фоне невероятно красивых пейзажей, под невероятно красивую музыку Хисаиши. Поэтому - фильм никакой. Но смею утверждать - он даже красивее "Фейерверка". И жаловаться не приходиться.

Ситуация со временем прояснится - клан Муракава подставил собственный босс, позарился на его долю в общем бизнесе. Но к тому времени останутся только двое: самый молодый и сам глава клана - Китано. Посему старый самурай скажет молодому: "Иди-ка ты отсюда подальше, начни новую жизнь", а сам положит Маг-16 (или -20) в сумку и наконец покинет пляж.

От пуль в таких случаях настоящие самураи не уворачиваются, однако герою удастся уложить носом в землю целых два клана и спокойно сесть в свой автомобиль... Но трогательная девушка, стоящая у дороги, его не дождется. И у нее будет изумленное лицо. Современные японские девушки видимо, как и европеец, не смотревший "Ронина" и "Пса-призрака...", не знают кодекса бусидо. Очень трогательная изумленная девушка, ветер треплет волосы, звучит Хисаиши... А после финальных титров опять возникает картинка: подсолнухи, пустой пляж, где море, ветер и время начали разрушать знакомые нам вещи и очертания.

Мне трудно представить, что я когда-нибудь сотру этот фильм.

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ


Очень красивое кино, но Фейерверк лучше

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования