Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Зомби по имени Шон (Shaun of the Dead) 
 


Эдгар Райт


Саймон Пегг, Кейт Эшфилд, Ник Фрост, Петер Стефанович, Билл Найи


99 минут


2004




 Официальный сайт
 IMdB
 ВидеоГид
 OZON


Оценки

Да 10 все, фигле

Ваша оценка
Рейтинг 9.1 при 18 голосах.
 


 


О, да, это фильм! Он не может не понравиться… У меня есть младшая сестра, интеллектуалка, эстетка и где-то даже сноб. Уломал ее хотя бы попробовать посмотреть «Шона». Она уселась перед телевизором с кислой миной, - «опять твои зловещие мертвецы и американские оборотни», типа того. Однако хмыриться перестала, как только увидела физиономию главного героя. Улыбаться начала минуте на пятой. На десятой она воскликнула в восхищении: «Да это же практически мужской вариант Бриджит Джонс!!». На пятнадцатой минуте фильма хрупкое субтильное создание гомерически хохотало и в экстазе стучало кулаком по столу. Такое уж это кино.

Вкратце о сюжете. Двадцатидевятилетний раздолбай по имени Шон работает старшим продавцом в отделе электротехнических товаров какого-то задрипанного универмага. Он снимает домик в частном секторе, на троих со своим школьным приятелем Эдом и университетским другом Питом. У него есть девушка, которую звать Лиз, она работает училкой английского и снимает кондоминиум на троих со своей подругой Ди и ее парнем Дейвом. Лиз пытается воспитывать Шона: призывает его не быть раздолбаем, отказаться от пива в пользу красного вина, бросить курить, перестать ходить в его любимый паб «Винчестер» и разъехаться наконец с Эдом. Потому что Эд – это десятилетний ребенок в теле жирного волосатого тридцатилетнего мужика. Он заедает пиво клубничным мороженым, начинает утро с «Каунтер страйк» и страдает газами. Естественно, он не работал, не работает и работать не собирается. Фигле, тот же Дядя Жора, только по-английски. А потом у них начинается эпидемия зомбячества и Шону приходится спасать всю эту шайку-лейку, равно как и свою горячо любимую старую мамочку с отчимом в придачу. Хрыча-отчима играет Билл Найи, ведущий английский комик наших дней. Вот такой сюжет.

О названии фильма. Название этого кина на русский язык переведено чрезвычайно коряво, что даже Экслер не преминул отметить. Но вины прокатчиков в том нет! «Shaun of the Dead» это та же лексическая конструкция, что и «Juliet of the Spirits», «Giulietta Degli Spiriti». Фильм Феллини по-нашему традиционно называется «Джульетта и духи», но, если быть точным, название его - «Джульетта из мира духов» или даже «Джульетта от мира духов» (в смысле не от мира сего). Это не означает, что она сама дух, это означает, что она с миром духов тесно связана. В рецензии на «Бартона Финка» я о чем-то подобном писал, сравнивая Френки Миддоуза с Ланселотом Озерным. Ну и здесь, короче, та же хрень. «Shaun of the Dead» означает «Шон, причастный к миру мертвых, но сам не являющийся таковым». А теперь попробуйте в двух словах сказать это по-русски. Говорю же, прокатчики не виноваты. Другое дело, что нарочитое сходство названия этого фильма с фильмом Феллини можно было как-то обыграть, «Шон и мертвецы» - лучший вариант, на мой взгляд. Тем более, что изначально в названии нет слова «зомби», и вообще в фильме это слово не произносится… (Теперь все видят, какой я очень умный. Можно продолжать обозревать фильм.)

Дьявольское обаяние этой фильмы, которому даже моя сестра не смогла противостоять, процентов на восемьдесят связано с личностью Саймона Пегга, исполнителя главной роли и, до кучи, соавтора сценария. Этот Пегг – воистину чего-то особенного. Никто и никогда не изображал двадцати-с-чем-то-довольно-значительным-летних раздолбаев столь вдохновенно. Ни у кого и никогда помянутого возраста раздолбаи не получались такими обаятельными. При всем моем глубоком уважении к творчеству Кевина Смита, его «Клерки», будь то первые или вторые, даже рядом не валялись. Шон в исполнении Пегга – это такой современный урбанистический Питер Пен. Его нельзя назвать ни инфантильным, ни безответственным. Он вполне зрелый и ответственный человек, он очень серьезно относится к своей дурацкой работе (что, правда, никак не влияет на его карьерный рост), он тащит на своих плечах этого придурка Эда, который может только телек смотреть, в стрелялки играть и травкой по мелочи приторговывать. Он сумел очаровать такую серьезную юную особу, как Лиз, и он очень серьезно к ней относится. Вот только Шон никак не может понять, почему он должен ставить крест на своих юношеских увлечениях просто потому, что ему вот-вот стукнет тридцатник.

Вы хотите, чтобы я работал «как взрослый»: не пластинки крутил, не майками торговал, а имел солидную, не зависящую от молодежной моды работу? Хорошо, я буду работать в магазине бытовой техники. Вы хотите, чтобы я завязал с редким (но метким) сексом по пьяни и ежевечерней порнушкой по ящику? О.К., я готов к капитальным, долгоиграющим отношениям. Уж наверное я сам себе не враг, и понимаю, что иначе я рано или поздно скачусь до уровня толстого ленивого иждивенца Эда. Но не требуйте от меня, чтобы я разлюбил компьютерные игры, дешевое пиво, травку, чипсы со вкусом свиного студня и музыку в стиле электро-клэш. Я буду как зеницу ока хранить свою коллекцию пластинок, я буду ходить в любимый кабак «Винчестер», я буду ржать над дурацкими шутками дурацкого Эда. Потому, что я люблю мои пластинки, и пиво, и чипсы. И Эда. Почему тридцатилетнему человеку можно – и нужно! - трястись от вожделения над своим «Поршем», но нельзя играть в стрелялки на приставке? Можно тратить деньги на костюмы и ботинки, но нельзя рыскать по распродажам в поисках старого винила? Можно читать «Спортс иллюстрейтед», «Гольф», «Мир яхт», «Дизайн интерьеров», но нельзя читать комиксы «Дилан док»? Можно смотреть канал «Блумберг» и нельзя - фильмы с Брюсом Кемпбеллом? Почему общество не готово принять человека, который не хочет в тридцать лет быть высокомерным старым занудой? Я не бегу от ответственности, мама, я просто хочу быть самим собой…

Типаж «высокомерного старого зануды» воплощает второй сосед Шона, Питер, а также приятели Лиз, Ди и Дейв. Особенно Питер. Это до рвотных спазмов отвратительный деятель. Сияюще-лощеный, одетый с иголочки, гладко выбритый, благоухающий дорогим прафюмом, весь такой деловой-деловой. Короче, см. мою рецензию на «Американского психопата». При этом, Питер еще не до конца «об’яппился», не утратил окончательно способность чувствовать. Он искренне привязан к Шону и столь же искренне ненавидит толстого ленивого Эда. Он постоянно пытается Шона «мотивировать» - ты, дескать, не дурак и не лентяй. Ты пашешь как Папа Карла в своем дурацком магазине. Ты, фактически, содержишь этого толстого бездельника. Ты, Шон, мог бы гораздо большего в жизни добиться, если бы захотел. Если бы послал куда подальше Эда, перестал тусоваться в дурацком «Винчестере» и начал использовать в работе методику НЛП… К пиджаку Питера сзади пришпилена бумажка с надписью «дай мне пендаль!», а в дверном проеме маячит довольная физиономия пройдохи Эда. Так вот Шон и живет, между Питером и Эдом, между голосом разума и зовом жаждущей пива и приставочных стрелялок плоти.

На момент начала фильма Шон медленно, но верно дрейфует в сторону Питера. Виновата в этом его подруга Лиз. Они познакомились в Греции на рейве за три года до основных событий фильма, Шон тогда слегка диджеил, крутил пластинки и т.д. Лиз была очарована жизнерадостным раздолбайством Шона. Но, как и большая часть энергичных молодых женщин, она не может довольствоваться тем, что получила. Она хочет сделать своего мужчину лучше, чище, цивилизованней. Чтобы пиво не пил, а пил вино. Не курил, не ел чипсы и тайскую еду, а питался исключительно в макробиотических столовых. Не ходил в «Винчестер» и не общался с Эдом. «Но тогда я больше не буду я, детка» - вяло сопротивляется Шон. «Я могу выпить вина иногда. Я могу для разнообразия сходить в итальянский ресторан «Фульчи». Я могу время от времени проводить время с твоими друзьями, неудавшейся актрисой Ди и занудой-очкариком Дейвом. Потому, что я тебя люблю. Но я также люблю своего друга Эда и галимый пивняк «Винчестер». Мы с пятнадцати лет туда бухать ходим! Пожалуйста, детка, не требуй от меня невозможного…» - умоляет Шон. Но Лиз как раз таки требует. Никакого Эда, никакого пива, никакого «Винчестера». Шон на перепутье. Именно в этот момент по улицам Лондона начинают шастать зомби.

Черт их, зомби, знает, откуда они вообще взялись. Вирус птичьего гриппа мутировал, или с секретной лаборатории утечка произошла. Факт тот, что их становится все больше, и если один из этих «бледных шатунов» укусит человека, тот начнет чихать, кашлять, а через сутки сам превратится в ходячего мертвяка. Что о них сказать, о зомби? Ходят. Глазищщами своими белесыми страшно вращают. Зубищщами клацают. И алчут человеческой плоти. В некоторых фильмах им особо люб человечий мозг, но не здесь. В некоторых фильмах они даже говорить слегка могут, но опять-таки, не в этом. Что характерно, в «Шоне», как и в фильмах Джорджа Ромеро, зомби-одиночка есть создание тупое и медлительное, но чем их больше, тем они умней и опасней. Зомбячий моб - это очень опасная штука. С ним лучше не связываться. Еще нужно отметить, что режиссер Эдгар Райт и актер-сценарист Саймон Пегг здорово прикололись над зрителем, в том смысле, что всех будущих зомбяков мы видим в начале фильма в их цивильной ипостаси. Все они милые и безобидные жители лондонских предместий. Да, а самым страшным и кровожадным шатуном становится, конечно же, самодовольный яппи Питер!

Пересказывать собственно «мочильную» часть этого фильма – дело неблагодарное, потому что словами эту феерию не опишешь. Скажем лишь, что все сделано с отменным вкусом и чувством юмора. Имя «Фульчи» может несколько раз и упоминается в фильме, но тяготеет он не к «Домику на краю кладбища», а к юмористической разновидности жанра, представленной, например, «Зловещими мертвецами» Сэма Райми и вампирско-обортневыми фильмами Джона Лендиса («Американский оборотень в Лондоне», «Кровь невинных»). В фильме имеется лишь одна сильно, очень сильно противная сцена, достойная Фульчи, но к моменту пожирания пожираемый персонаж так утомляет своим занудством и товарищей по несчастью, и зрителей, что его почти не жалко.

Что до главного героя, Шона, то он в процессе чукалова раскрывается с лучшей из возможных сторон. Да, он не блещет ни интеллектом, ни сноровкой и физической силой. Он не в состоянии вычислить причину бедствия и попытаться ее устранить, равно как не в состоянии напролом, сквозь ряды зомби, прорваться к какой ни будь военной базе, где он был бы в безопасности. Шон может лишь оставаться самим собой. Не впадать в истерику и попытаться защитить любимых людей, выработав простой план действий и четко ему следуя. Суть плана? Схватить в охапку Эда, взять машину Пита, метнуться до ближайшего магазина, чтобы раздобыть похмельному Эду мороженого (хорошо, говорят, оттягивает). Поехать к маме, замочить хрыча-отчима, который наверняка уже стал зомби и перекусал половину квартала, забрать маму. Поехать к Лиз, замочить Ди и Дэйва, если они стали зомби, забрать Лиз. А потом окопаться в каком-нибудь надежном укромном месте, где есть запасы еды и воды, а лучше выпивки, толстые двери и окна зарешеченные. Ну, вы поняли, о чем я… Паб «Винчестер». Идеальный вариант. Кроме того, там над стойкой бара висит антикварный винчестер, он, вроде бы, даже стреляет. Если его зарядить. И Шон четко выполняет эту программу, другое дело, что спасти удается далеко не всех. Но в процессе он буквально превосходит сам себя: бегает как Форрест Гамп, стреляет как Рембо, а когда нужно приободрить боевых соратников выдает цитату из Бертрана Рассела, прочитанную на этикетке пива «Гиннес Ультра Голд». Прирожденный лидер, фигле. Просто раньше обстоятельства складывались не в его пользу.

Я обычно плюю на обвинения в кидании спойлеров и с удовольствием посвящаю читателей в концовку фильма. Да, любезный читатель, я тот самый подонок, который пять лет назад рассказывал всем встречным и поперечным - друзьям, родственникам, просто прохожим на улице - что Брюс Уиллис на самом деле мертвый, но сам этого не знает. Однако, в данном конкретном случае, я удержусь от спойлеров. Слишком уж фильм хороший. Скажем так – кто-то из героев фильма выживет, кто-то умрет. Кто-то после смерти возродится «бледным шатуном», кто-то будет порван на куски и съеден. Но, несмотря ни на что, нас ожидает один из самых хеппи-хеппи-расхеппи ендов, какие я в жизни видел. Вы будете смеяться от счастья, утирая рукавом обильно текущие слезы умиления. Слушая песню группы «Квин» (если скажу какую, будет спойлер). И воздействие фильма таково, что мне даже «Квины», ненавидимые с детства, начали нравиться. Такие дела… Надеюсь, читатель, мне удалось вас заинтриговать и вы посмотрите этот замечательный фильм.

Дядя Жора

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Ваш комментарий



 
Все рецензии рубрики Deitero Silver  
 
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования