Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Жизнь и смерть Питера Селлерса (The life and death of Peter Sellers) 
 


Стивен Хопкинс


Джеффри Раш, Эмили Уотсон, Шарлиз Терон, Стенли Туччи, Джон Литгоу, Стивен Фрай, Мириам Марголис


122 минуты


2004




 Официальный сайт
 IMdB
 Сайт Каннского фестиваля
 Rotten Tomatoes
 OZON
 ВидеоГид


Оценки

Общая - 10

Сценарий - 10

Зрелищность - 10

Актерская игра - 10

Ваша оценка
Рейтинг 8.6 при 5 голосах.
 


 


Поговорим о вечных ценностях. Есть вещи, являющиеся для всех нормальных людей абсолютом и не подлежащие переоценке: родина-мать, русская водка, французский коньяк, кубинские сигары, «Битлз», сказки Пушкина, ноги Марлен Дитрих, бюст Софи Лорен, губы Анжелины Джоли, глаза Татьяны Дорониной. Есть актеры, талант и обаяние которых являются таким же абсолютом, а время действует на них, как на помянутый французский коньяк. Они согревают наши сердца и души, становясь только лучше с каждым прошедшим годом. Это прежде всего гении беззлобного смеха, великие комики первых лет кино – Чарли Чаплин, Бастер Китон, Гарольд Ллойд. Я не знаю человека, которого эти люди не заставили бы улыбнуться. Разве что какого-нибудь сидящего на опиатах арабского аятоллу. Вторая половина двадцатого века, к сожалению, подарила нам только одного универсального, АБСОЛЮТНОГО комического актера. Речь идет, разумеется, о Питере Селлерсе.

Даже если бы Питер Селлерс снялся только в «Розовой Пантере» и «Докторе Стрейнджлаве», он все равно был бы достоин всех этих славословий. Но снялся он в более чем тридцати фильмах и как минимум дюжина из них входит в золотой фонд мирового кинематографа. Заслуживает ли этот человек фильма, посвященного ему самому? Вне всяких сомнений! Тем более, что Селлерс покинул нас в расцвете лет, был ему, если память мне не изменяет, пятьдесят один год. Чаплин вот дожил до глубокой старости, сумев обставить свой уход всеми необходимыми атрибутами – семейной усыпальницей, фондом имени себя, мемуарами. Недосказанностей после его ухода не осталось. А Селлерс даже завещания толкового не написал, просто - вот он был, и вот его не стало. Что характерно, люди в его смерть не поверили. Некоторые до сих пор не верят, в Интернете есть сообщество фанатов, считающих, что Селлерс просто устал от бремени славы и удалился на покой. Как Элвис. Хотя с Элвисом-то все на самом деле было по-другому. Ну, вы знаете, - его двойник узурпировал личность короля рок-н-ролла, а самого Элвиса отправил в дурку. А когда двойник помер от обжорства, настоящий Элвис стал самым известным имитатором самого себя, и даже зарабатывал неплохие деньги. Но это совсем другая история…

Фильм «Жизнь и смерть Питера Селлерса» снял человек по имени Стивен Хопкинс, до сей поры занимавшийся в Голливуде выпечкой второсортных сиквелов, типа «Кошмар на улице Вязов - 5», «Хищник - 2» и т.д. Впрочем, есть в его послужном списке и неплохие фильмы, например «Призрак и тьма» (про охотников на львов, с Вэлом Килмером и Майклом Дугласом). В любом случае, как-то не ждешь от такого деятеля ничего уникального и шедеврального. А он вот взял, и обманул всех! Сбежал из Голливуда в Англию и снял отличный фильм. Получив за него, совершенно заслуженно, пять «Эмми» (английский аналог «Оскара»). О технической стороне: фильм сделан в лучших традициях сумасшедших байопиков Кена Рассела – «Дикий мессия», «Малер», «Листомания», «Валентино» и т.д. Особенно близка «Жизнь и смерть Питера Селлерса» к последнему. В фильме про секс-идола немого кино Руди Валентино, как мне помнится, все основные фигуранты в момент наивысшего эмоционального накала поворачивались лицом к зрителю и объясняли, что они по отношению к титульному персонажу чувствуют. Кроме самого Валентино, который преимущественно отмалчивался. Здесь мы имеем тот же приемчик, но доведенный до логического совершенства – Селлерс сам о себе не высказывается, зато перевоплощается по очереди во всех важных для него людей (мать, жену, режиссеров) и говорит как бы от их имени, обращаясь к нам с вами. При первом просмотре это шокирует, а потом понимаешь, что так оно и должно быть. Если уж мы видим этих людей сквозь призму личности Селлерса, то почему бы ему не перевоплотиться в них на пару минут и чисто физически? Думается мне, что самому П.С. эта идея понравилась бы.

И вот тут все упирается в актера, играющего главную роль. Мало портретного сходства, мало профессионализма, мало работы над характером. Нужна какая-то мистическая связь между исполнителем роли и ее (роли) прототипом. Типа той, что была у Джонни Деппа с Хантером Томпсоном. У помянутого Вэла Килмера с Джимом Моррисоном. У танцовщика-перебежчика Рудольфа Нуреева с помянутым Руди Валентино. Если она есть, то все заработает, режиссеру останется только крутить баранку да помалкивать. Если ее нет, то фильма не будет, а будет какое-то недоразумение. В нашем случае все сложилось как надо, потому, что Питера Селлерса играет Джеффри Раш. И он в этой роли не просто гениален, он кон-гениален! В принципе, здесь можно было бы ставить точку. «Питера Селлерса играет Джеффри Раш. Фильм снят в традициях Кена Рассела. Фильм удался, общая оценка 10 баллов» - и все, больше ничего не надо. Для человека, хоть что-то смыслящего в кино, это лучшая рецензия и лучшая реклама. А человек не смыслящий в кино плюнет на мою рецензию после первого же абзаца, так что не стоит и стараться…

Я, тем не менее, точку пока не ставлю, ибо здесь есть о чем рассказать помимо гениального Джеффри Раша. Актерский состав фильма – это просто нечто. Судите сами: первую жену Селлерса играет Эмили Уотсон, вторую жену Селлерса играет Шарлиз Терон, Стенли Кубрика играет Стенли Туччи, Блейка Эдвардса играет Джон Литгоу, психоаналитика-шарлатана играет Стивен Фрай. Чуть не забыл – любящую еврейскую мамашу Селлерса играет Мириам Марголис. Да, у Питера Селлерса был шотландский папа и еврейская мама. А вы как хотели? Очевидно же, что все великие комики хотя бы на четверть евреи одесситы! Ну, может быть, кроме Эдди Мерфи и Джеки Чана. Хотя вот на счет Мерфи… Да и на счет Чана, если вдуматься… Ладно, проехали. Об исполнителях главных ролей говорим. С Эмили Уотсон все понятно. Она занимает в европейском кино ту же нишу, что Хлоя Совиньи в американском. Некая смесь мокрой курицы и голодного воробушка (см. мою рецензию на «Американского психопата»). Если нужна актриса на роль проститутки с добрым сердцем и чистой душой, обманутой жены, несмотря ни на что любящей мужа, слепой девушки, влюбленной в маньяка и т.д. – обращайтесь к Эмили Уотсон. Я правда не видел ее в «Защите Лужина», но вряд ли ее образ там сильно отличается от базового амплуа. Как бы то ни было, свою работу Э. Уотсон делает хорошо, никаких претензий к ее игре у меня никогда не было. А в этот фильм именно она привносит необходимую долю патетичности и где-то даже трагизма.

Совсем другое дело Шарлиз Терон. Я уже подзабыл, насколько она замечательная характерная актриса. А Стивен Хопкинс напомнил, за что ему большое спасибо. Ш. Терон играет шведскую кинозвезду, подсадившую Селлерса на травку и заездившую его до клинической смерти. И родившую ему сына, а пропо. Начинает она совершенно в духе самой себя из фильма «Два дня в долине» (где она играла шведскую биатлонистку, если помните), то есть в чисто гротесковой манере, заканчивает очень трагично, потрагичней даже коллеги Уотсон. Вот именно поэтому Ш. Терон входит в первую десятку лучших актрис Голливуда и планеты, а Э. Уотсон не входит. И не надо мне говорить, что все дело в сиськах внешних данных. Кто так считает, тот вонючий сексист! Далее. Стенли Туччи в роли Стенли Кубрика – очень странный выбор. Все мы знаем Кубрика как толстого человека с бородой и очками, похожего на Сову из Винни-Пуха. Таким он был в последние 25 лет жизни, таким он вошел в историю. Но в молодости, оказывается, он был совсем другим. Он, оказывается, был молодым и энергичным! Порылся в Инете на предмет адекватности С. Туччи образу молодого Кубрика и был поражен. Не один в один, конечно, но очень близко. Стенли Туччи, если кто не знает, актер и режиссер комической направленности, смолоду занимавшийся культуризмом. Бицепсы его можно заценить, например, в фильме «Фотограф» 1992 года. А сейчас он снимает фильмы, в которых «сам» Вуди Аллен не брезгует сниматься! Но до Кубрика ему, конечно, далеко. Пока…

Совсем другое дело Джон Литгоу в роли Блейка Эдвардса. Выбор этого актера на эту роль вполне логичен и предсказуем. Литгоу – человек с физиономией английского докера и пластикой французского мима. Уникальное сочетание. Он, в каком-то смысле, собрат Питера Селлерса: буквально на днях я пересматривал «Воспитание Каина» Б. де Пальмы, так Дж. Литгоу там играет четыре роли сразу. И блестяще играет! То есть, в фильме про Селлерса ему самое место. Его герой, Блейк Эдвардс, – единственный великий комедийный режиссер, не являющийся ни в малейшей степени одесситом. По-настоящему его звать Уильям Блейк Мак-Эдвардс и он, естественно, ирландец. Будучи ирландцем, он, естественно, бабник, пьяница, хулиган, но в душе поэт. Именно таких любят лучшие представительницы рода человеческого. Одри Хепберн, например, с которой он крутил роман во время съемок «Завтрака у Тиффани». Вы знали, любезный читатель, как зовут режиссера «Завтрака у Тиффани»? Теперь знаете… Ну, в общем, с Одри у Эдвардса не сложилось, и тогда он женился на Джули Эндрюс. И до сих пор на ней женат. Кто такая Джули Эндрюс? Актриса, сыгравшая в «Звуках музыки» и «Мери Поппинс». Лучшая подруга английской королевы. Теперь вы знаете, как зовут лучшую подругу английской королевы… Вы узнаете еще больше о персоналиях из данного абзаца, прочитав рецензию на фильм Б. Эдвардса «Сукин сын (S.O.B.)». Когда я ее напишу. Если напишу… Так. Кого забыли? Забыли Стивена Фрая. Стивен Фрай – Дживс. Дживс – Стивен Фрай. На этом покончим с актерами.

О чем фильм как таковой, спросите вы меня? Помните клип группы «Комбинация» на песню «Бухгалтер», - отвечу я вам вопросом на вопрос, как истый одессит. Там мужичонка такой задрипанный приходит в музыкальный салон мсье Жана и заказывает песню. «Что ни будь о любви, о жизни и обо мне» - так он, помнится, формулирует заказ. Так вот, именно об этом фильм «Жизнь и смерть Питера Селлерса». О любви, о жизни и обо мне. И о вас. О нас с вами. Потому что под конец фильма зритель прирастает к шкуре Селлерса намертво, и начинает примерять все проблемы и переживания героя на свою собственную жизнь. В этом главное достижение создателей картины и, конечно, гениального Джеффри Раша.

Вот, допустим, тебя с детства готовили к некой совершенно определенной жизненной стезе, например актерству, в классическом, викторианском, понимании этой профессии. А когда ты вырос, выяснилось, что в этом качестве ты никому не нужен, а нужен, наоборот, как пародист-имитатор. Тебе внушали, что у тебя талант от Бога, а когда дело дошло до кастингов, выяснилось, что ты слишком высокий, слишком худой, слишком носатый. Или слишком молодой, или слишком старый. Или чересчур шотландец, или не в меру еврей. В любом случае, ты не подходишь. Ладно, решили мы кое-как эту проблему. Возникает новая. Есть работа. Она сложная, интересная, и руководит тобою человек, понимающий тебя, возможно, лучше, чем ты сам себя понимаешь (в случае П.С. - режиссер Кубрик). Но она не приносит ни славы, ни денег, зато убивает нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются. Есть другая работа, она чисто фан-фан-фан, очень все весело, очень прикольно, денег дают немеряно и народная любовь гарантирована. Вот только босс (в случае П.С. – режиссер Эдвардс) плевать хотел на твой внутренний мир, на твой талант, на твои устремления и идеалы. Ты должен просто тупо выполнить работу от сих до сих, и никаких мечтаний, господа! Вы бы что, любезный читатель, выбрали – тернистый «путь Кубрика» или цветастый «путь Эдвардса»? Питер Селлерс выбрал обманчиво легкий путь Розовой Пантеры и попал в кабалу к Эдвардсу на многие годы, по большому счету, до самой смерти. Эдвардс, впрочем, тоже человек не свободный, продюсеры держат его за одно место еще крепче, чем он – Селлерса. Ему самому обрыдла Розовая Пантера, но он ничего не может поделать с непотопляемым инспектором Клузо.

Или вот личная жизнь. Допустим, ты любишь женщину и она любит тебя. Вы женитесь. Ты безработный, она тоже студентка. А потом жизненные обстоятельства меняются, и ты понимаешь, что твоя простушка-жена довольно бледно смотрится на фоне Софи Лорен, заехавшей к тебе выпить чаю. Что окружающие над супружницей твоей посмеиваются, да и над тобой заодно. И вообще, женщину годы, материнство и ведение домашнего хозяйства редко красят, а ты с возрастом становишься все знаменитее и знаменитее, все импозантнее и импозантнее. Что в этой ситуации делать? Селлерс опять выбирает путь наименьшего сопротивления. А не бросил бы жену с детьми – был бы, вполне возможно, жив и здоров по сей день… Но сделанного не воротишь. Появляется вторая жена, молодая, красивая, сексуальная, абсолютно без тормозов. И ты понимаешь, что она с тобой, пока видит в тебе такого же как она хищника, готового брать от жизни все. Если ты дашь слабину хоть в чем-то, она перестанет воспринимать тебя как авторитет. И разлюбит. И бросит. Поэтому Селлерс начинает курить шмаль, нюхать кокс, тусоваться ночи напролет, заниматься сексом по три часа кряду. Естественно, его сердце не выдерживает. Зато жена винит себя в его почти состоявшейся смерти, плачет, страдает и… перестает быть молодой и сексуальной. Едва оправившись, Питер Селлерс снова в поиске. Ему нужна пиарная жена, жена-трофей. Рева-корова, да еще с народившимся дитем, его не устраивает. В итоге, после смерти Селлерса все его сбережения, все, что нажито непосильным трудом, достается какой-то случайной старлетке, с которой он и не жил толком. Се ля ви… Он сам выбрал этот путь. А вы бы что выбрали?

Питер Селлерс умирает в фильме дважды. Обе смерти фальшивые. Первая смерть помпезная, громкая, я бы даже сказал громокипящая. К его смертному одру, звеня и подпрыгивая, сбегаются все сыгранные им персонажи: беглый доктор-нацист, президент США, миллионер-извращенец (приятель Гумберта), индус-фокусник, почтенная английская леди, французский художник-экспрессионист, инспектор Клузо, опять инспектор Клузо, снова инспектор Клузо. Они набрасываются на Селлерса и толи разрывают его на сувениры, толи возносят к небесам, где летают бомбардировщики с ядерными боеголовками. Вторая смерть тихая и камерная. Селлерс в образе старого чудика-отшелька, в галошах и с зонтом, идет по парку, потом по поверхности пруда, потом плавно поднимается в воздух и исчезает, растворяется в лондонском тумане. Но это обманка, сцена из его предпоследнего фильма. Как он ушел из жизни на самом деле (и ушел ли?) – пусть останется тайной.

Дядя Жора

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Ваш комментарий



 
Все рецензии рубрики Deitero Silver  
 
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования