Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Релизы Ролики Биографии Ретро
Гостевая книга Поиск по сайту

Психоз/Psyho (США)

Режиссер -
Альфред Хичкок

В ролях -
Энтони Перкинс, Джанет Ли, Вера Майлз, Джон Гэвин, Мартин Болсам, Джон Макинтайр

Продолжительность -
109 минут

Год выпуска -
1960



Ссылки
  The Psycho Page
 IMdB
 Yahoo! Movies
 ВидеоГид
 Alfred Hitchcock: The Master of Suspense


Оценки

Общая - 8

Сценарий - 6

Зрелищность - 8

Актерская игра - 10

 

Всякое упоминание "Психоза" сопровождается долгим перечнем "самый... самый... самый...". Я согласен, что это самый знаменитый триллер всех времен и народов, самый известный фильм Хичкока. Но то, что это ЛУЧШИЙ фильм Хичкока, или самый страшный из его фильмов - категорически не согласен. По мне так "Птицы" останутся непревзойденным его шедевром. Да и в "Окно во двор" души поболее вложено.

Лично мой зрительский пыл охлаждает тот факт, что сугубая научность названия одним названием не ограничилась. Она распространилась на всю работу. Перед нами добротнейшее изложение клинической картины одной из разновидностей умопомешательства. Известно, что Хичкок никоим образом не включался в работу над сценариями. Посему вся вина тут ложится на сценариста. Создается впечатление, что он не просто перелопатил под сценарий какой-то из бестселлеров тех лет, но и параллельно начитался трудов фрейдистов второй волны - слишком занудных и прямолинейных. Как-то уж очень все это фанатично получилось, слишком профессионально по-медицински, а не по-кинематографически. Это похоже на впечатление простого смертного от разговоров медиков: "Коллега, взгляните - какая необычная патология эпиталамуса…".

В результате и в самом фильме слишком мало места осталось для кино, для фабулы, для зрелищности. Потому что слишком много места досталось "необычной патологии".

Словом, так. Очень хорошая девушка из агентства по продаже недвижимости получает на руки огромные (с учетом тогдашнего курса) деньги - 40 тысяч зелеными. Но вместо того, чтобы поместить их в банк, как велел шеф, хорошую девушку одолел бес алчности. Хичкок, конечно, даже на таком тесном пространстве остается Хичкоком. Он целых полчаса тянет из зрителя жилы - вначале и не сообразишь, что девушка решила деньги прикарманить и сбежать, какие-то непонятные метания, сборы, взгляды… Даже облегчение чувствуешь, когда выясняется причина этих метаний.

Ну и дала деру. А ближе к ночи решила остановится в мотеле, стоящем в стороне от магистральных шоссе. Чувствуете? Хичкок…

Великий режиссер, конечно, отдавал себе отчет в непропорциональности составных фильма и пытался, как мог, компенсировать это побочными эффектами. Весь фильм очень чувственен - мошенница в исполнении Джанет Ли (кстати, мама Джейми Ли Кертис) практически не одевается. Времена, разумеется, еще были целомудренные - поэтому аппетитная блондинка все время дефилирует перед зрительским носом неглиже, только меняя белье с белого на черное. И все время альковы, душевые, пеньюары, халаты… И когда хозяин гостиницы подсматривает за ней в специально сделанное отверстие, понимаешь, что все будет построено вокруг чувственной сферы нашей жизни.

Жаль, что героиню Ли очень быстро убили - типично по-хичкоковски, под струями душа, с видимой жертвой и невидимым убийцей. Даже рук не видно, только нож… Далее излагать сюжет, полагаю, нет смысла - очень многое уйдет из зрительских впечатлений.

От провала фильм спасло и даже вывело в шедевры, я полагаю, исполнение главной роли Энтони Перкинсом. Я всегда высоко ценил его актерский дар, но после "Психоза" готов признать гением. Очень редко американские актеры уделяют должное внимание мимике, грубо говоря - игре лицом. Это не их конек. Но то, что делает Перкинс в "Психозе" - это высоты Лоуренса Оливье, Марлона Брандо и Смоктуновского… Это нечто невероятное. И не в обиду трем вышеперечисленным титанам, Перкинс умеет играть всем, что у него есть - спиной, затылком, пальцами, походкой, в темноте, лежа, верх ногами… (Он и был-то человеком с эксцентричной психологией, что, надо полагать, существенно облегчало его труд.)

"Психоз" - тот редкий случай, когда сосредоточение на одной из составляющих фильма, а не на произведении в целом - полезно, выигрышно, в кайф. Эта составляющая - игра Перкинса. Посмотрев фильм, я уверен, мучительные вопросы - хорошие ли актеры Том Круз или Леонардо ди Каприо, просто отпадают.

А что касается Хичкока… Старик снял более полусотни фильмов. Ну где-то же он мог дать слабину, поработать в полнакала. Тем более, что все равно получилось здорово. Особенно интересно было бы знать - рассчитывал ли он на подобный результат?

Игорь Галкин

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Крайне субьективная рецензия. Профессиональный киновед не имеет права писать подобную чушь


А я не профессиональный... Ленин как-то писал, что субъективное и есть самое интересное, самое живое и т.д. Я с ним, как и во всем остальном согласен
Галкин


Во бред-то (не рецензия, а отзыв). Вы всерьез думаете, что критик должен по любому любить "Психоз", "Броненосца в потемках", "2001: одиссею" и дальнейший всем известный список? Рецензия должна быть, я полагаю, субъективной


И что особенно приятно? Хичкоковскую блондинку зарезали и утопили в болоте. Признаюсь честно, этого давно хотелось


А Галкин-то коммунист... А Перкинс действительно впечатляет,особенно последняя сцена или когда речь шла о его матери


Дядя Жора: добрался я и до Deitero. По поводу "сугубой научности названия" и пористекающей оттуда "сугубой медико-фрейдистскости" фильма. Писохоз по-английски (и по-американски тоже) будет "psychosis". А "psycho" или "physko" (читается как "сайко" и "фиско", соответственно, а вовсе не как "психо") это имена нарицательные. Это такие жаргонные словечки, которыми нарицают умалишенных, русский эквивалент которых - "писх", "шизик". То есть, и по названию это фильм не о болезни, а об одном человекое, который псих, которого зовут Норман Бейтс. Фильм о болезни и симптомах - это, и по сути, и по названию, "Отвращение" Поланского. А Перкинс действительно великий актер

ВАША ОЦЕНКА



Ваш комментарий



Rambler's Top100 Яндекс цитирования