Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Поезда под особым наблюдением/Ostre sledovane vlaky
(ЧССР) 
 


Иржи Менцль


Вацлав Некарж, Йозеф Сомр, Властимил Бродски, Владимир Валента


92 минуты


1966




 IMdB
 Variety.com
 ВидеоГид
 Чешское и словацкое кино
 Art Film Festival - Jiri Menzel


Оценки

Общая - 7

Сценарий - 8

Зрелищность - 7

Актерская игра - 8

Ваша оценка
Рейтинг 5.6 при 21 голосах.
 


 


Даже при самом доброжелательном отношении к картине, ее невозможно охарактеризовать иначе как эротической комедией. В 66-м, во всяком случае, чехословацкая публика должна была воспринимать ее именно так. Но с тех пор многое изменилось...

Вообще, кинематограф социалистических стран позволял себе неслыханную роскошь - мог не обращать внимания на жанровые условности, на куцый набор незыблемых правил, неумолимо навязываемых коммерчески ориентированному кинематографу. Поэтому сегодня "Поезда..." выглядят весьма нестандартно на фоне аналогов своего жанра - хоть французских, хоть американских, хоть своих современников, хоть наших.

Здесь помимо лобовых и навязчивых сексуальных проблем персонажей, помимо фигур и ситуаций вполне в духе Ярослава Гашека, есть, допустим, и откровенная антифашистская тема. (В том же году, кстати, похожую конструкцию возвел Годар, в "Мужском и женском".) Есть также просто поразительная для "низкого жанра" операторская и декораторская работа - что называется, "поиск собственного киноязыка". Ну и решающую роль для привлечения нашего внимания играет то, что фильм снял Иржи Менцль. Он, конечно, гад, но очень-очень большой мастер.

Почему гад? Знаете, мне намного ближе жизненная позиция его земляков Милоша Формана и Ивана Пассера. После того как наши славные танки разутюжили "демократические тенденции" в Праге, они махнули на запад, где продолжали делать нормальное кино, никого не поливая грязью и никому не навязывая свои взгляды. Оставшиеся, как ни в чем не бывало, продолжали выпускать добротное социалистическое кино, но при первом же удобном случае - во время нашей перестройки и позже - выплюнули на экран такие сгустки ненависти и злобы, что только диву даешься: откуда у интеллигентного просвещенного человека подобные махровые наклонности? Причем, это относится к большинству социалистических знаменитостей - хоть к поляку Анджею Вайде, хоть к венгру Миклошу Янчо. Просто какая-то патология у прикормленных и обласканных властями. Впрочем, судьба в некотором роде все расставила по местам. Тот же Менцль, сняв откровенно антисоветские и антирусские "Конец старых времен" (1989) и "Ивана Чонкина" (1994), оказался невостребован "демократическим" кинематографом, как и множество его коллег. После "Чонкина" он ничего не снял.

Так вот и до, и во время, и после "пражской весны" Менцль работал следующим образом. Брал реалистичный сюжет и реалистично переносил его на пленку. Ничего авангардного (имеется в виду в сюжете, а не в приемах), как, например, у его коллеги Веры Хитиловой, в фильмах Менцля не было. Это, скорее, традиция Гашека, антиавангардная - сознательное снижение, принижение национального характера - мол, мы бездельники, недотепы, хитрецы и пустословы. "Поезда..." в начале (да и в середине тоже) поразительно инфантилен, простоват и даже сален. Идет Вторая Мировая, 1943 или 1944-й. А тут юный железнодорожный служащий носится со своей девственностью. Да и все остальные - невероятно похотливы и завистливы к чужим сексуальным утехам. Но когда доходит до дела...

"Поезда..." заканчиваются неожиданно трагично, обескураживающе трагично - а ведь ухмылялся все 92 минуты, комедия как-никак. Хотя автор исподволь готовил нас к серьезному разговору той или иной сценой. Вот, например, этот лопоухий малый-девственник неожиданно режет себе вены - показано подробно, кроваво, нарушая контекст. Неожиданность того или иного поворота, той или иной сцены - главное в кинематографе этой разновидности. Мы просто не хотели признать, что комедии так не снимают. Так снимают престижное, рафинированное кино (как это делает, скажем, Алексей Герман) - строгое экранное пространство, минимум подробностей, идеально выверенный ритм действия, как будто с секундомером считали. И главное - актеры здесь не играют. Им не дают играть! Они выполняют приказы. Все подчинено базальтовой воле режиссера. Ее чувствуешь в каждом кадре, в каждом жесте - обуздывающую и страсть актеров "самореализоваться", и нетерпение работника, толкающего операторскую тележку... Подобное в кино встречается редко - практически в каждом фильме суммируются фантазии и желания многих людей. Что подрывает идею авторства, в отличие от литературы или живописи. Менцль - редкий из режиссеров, которому удавалось сохранять единоличное авторство произведения, брать на себя всю ответственность за него, не позволить никому нарушить свой замысел и свою неповторимость.

Когда смотришь тот же "Конец старых времен", можешь чувствовать себя глубоко оскорбленным, но все равно восхищаться техническим и эстетическим совершенством фильма. А вот "Чонкин" - это уже фильм без Менцля (что прискорбно), без его творческой воли. Там только злорадство и глумление над давно неопасным врагом. Такой, в самом дел, уже никому не нужен, даже если учесть былые заслуги.

Игорь Галкин

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Ваш комментарий



 
Все рецензии рубрики Deitero Silver  
 
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования