Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Избавление (Deliverance) 
 


Джон Бурман


Берт Рейнольдс, Йон Войт, Нед Битти, Ронни Кокс


109 минут


1970




 IMdB
 Destitute Gulch
 Foogle Biz
 The 70s Movie Rewind


Оценки

Общая - 10

Сценарий - 10

Режиссура - 10

Картинка - 10

Актерская игра - 10

Ваша оценка
Рейтинг 9.3 при 3 голосах.
 


 


Ну, короче, звонит хипан другому хипану и говорит:
- Чувак, мне тут подогнали убойной ганжи из Амстердама, вчера разупыхался – до сих пор не отпускает. Приезжай, оттопыримся…
Тот другой ему отвечает:
- Чуваг, все круто, но я типа прямо шас подъехать не смогу. Я тут в гостях на дне рождения и свалить отсюда типа нереально.
- Дно рождения? Похоже тебе, брат, и без меня неслабо вштыривает…
Анегдод

Во время оно работал я в некоем PR-агентстве. Была у нас сотрудница, дама лет за сорок, беззаветно обожавшая творчество Эдуарда Лимонова. Причем не столько его прозу про голодное детство в Харькове («У нас была великая эпоха» и т.д.), сколько лимоновский нарко-порно-трэш парижского периода. Как Эдичка обслуживал в подъезде негра в красных трусах и все такое прочее. «Можете вы мне объяснить, Марья Ивановна, что лично вы находите в подобного рода литературе?» - спросил однажды автор этих строк у означенной дамы. И она ответила: «понимаете, Дядя Жора, у каждого хоть немного склонного к рефлексии человека наступает в жизни такой момент… Все у тебя вроде бы хорошо. Работа, семья, квартира, машина, дача – все как у людей. И вдруг ты понимаешь, что это тупик. Что потом и кровью завоеванные материальные блага тебе на самом деле не нужны. Карьерные перспективы тебя совершенно не греют. С членами семьи тебе в лучшем случае скучно, а в худшем – противно. Ты постепенно становишься апатичным, бесчувственным человеком, который тупо выполняет то, чего от него ожидают – лишь бы лишний раз не тормошили. И изменить здесь ничего невозможно. Любые попытки как-то повлиять на положение вещей тонут, так сказать, в болоте энтропии. В этой ситуации остается одно – пасть на самое дно жизни. Чтобы тебе родные звонить перестали, бывшие друзья руку не подавали. Отказаться от того, чему тебя всю жизнь учили. Порвать записные книжки, выбросить любимые пластинки на помойку, детские фотографии - сжечь. А потом возродиться к новой жизни как феникс из пепла. И делать только то, что тебе велят душа и сердце, а не то, что считается «разумным» и «правильным»». Так, или примерно так, сказала эта мудрая женщина. Позже я узнал, что она регулярно гостит в заведениях психиатрического профиля и сидит на транквилизаторах. А еще через какое-то время я понял, что чувствую практически то, о чем она говорила. Мне даже начал нравиться Лимонов. Эдик-Велосипедик…

А потом я посмотрел фильм Джона Бурмана «Избавление» и мне разонравился Лимонов. Пара слов о режиссере. Бурман останется в истории кино с яркими ослепительными фильмами, которые он снял в семидесятые: фантастической антиутопией «Зардос» (см. рецензию Галкина), второй частью «Экзорсиста» (ака «Изгоняющий дьявола: Еретик») и, конечно, «Экскалибуром», одним из лучших исторических фильмов всех времен и народов. Это с одной стороны. С другой стороны, «Избавление» вошло в историю кино как первый фильм, в котором было детально показано изнасилование одной особи мужского пола другой особью мужского пола. Это очень неброский, минималистичный и мрачный фильм. Тем не менее, никакого антагонизма между бурмановскими блокбастерами и «Избавлением» нет. Это, вне всяких сомнений, части единой космогонии. Я бы даже сказал космоАгонии.

Вкратце сюжет. Некая могущественная корпорация собирается затопить каньон горной речки в Аппалачах, заставив ее воды вращать турбины гидроэлектростанции. Прознав об этом, четверо нью-йоркских яппи решают сплавиться по этой речке на байдарках (или каноэ?), пока это еще возможно. Отметим сразу, что об экологической стороне вопроса речь не идет, четверым молодым толстосумам глубоко пофигу, что будет с обитающим в этих краях редким видом мухи дрозофилы и т.д. Они просто жаждут экстрима. И они получат искомый экстрим сполна, в этом можете быть уверены… Четыре этих деятеля являют собой четыре противоположных типажа. Первого, по имени Льюис, играет Берт Рейнолдс. Он ярко выраженный мачо мен: руки шахтера, плечи штангиста, улыбка космонавта, подбородок с ямочкой, стальные глаза, наповал поражающие всех цыпочек. Нет такого вида спорта, которым бы он не владел, но ближе всего ему рафтинг и стрельба из лука. К тому же он категорически не пьет. Подобные люди хороши на киноэкране, в обыденной же жизни они, как правило, редкостное гавно (хотя сам-то Берт Рейнолдс душа-человек, его все любят). Второго камрада, по имени Эд, играет Йон Войт, полуночный ковбой и Анжелины нашей Джоли папочка. Он типичный рефлекcирующий офисный пролетарий. Почти красавец, почти атлет, почти спортсмен, почти профи по байдаркам… но именно почти, а не совсем. Мозги мешают. Он, вроде бы, счастлив в семейной жизни, но как-то не вполне счастлив. Он, вроде бы, дружит с персонажем Рейнольдса, но без особого энтузиазма. Он был чуть ли не инициатором всего мероприятия, но когда группа товарищей прибыла на место, сразу начал киснуть, потому что ожидал чего-то более идиллического. Иными словами, он – один из нас, любезные читатели. Наш человек в Аппалачах.

Рейнолдса и Войта любителям кино представлять не надо, а вот вторые два товарища значительно менее известны. Третьего из них, звать которого Дрю, играет Ронни Кокс. Его высочайшее актерское достижение – негодяи в «Робокопе» и «Вспомнить все» (в последнем он играл доктора Кохагена, марсианского хроника). Здесь же его персонаж – полная противоположность этим фантастическим подонкам: вечно улыбающийся добрячок с банджо, человек практически не от мира сего. Он готов упасть на колени и целовать каждую встречную былинку, говорит с товарищами стихами и все время наигрывает на своей бандуре что-то сентиментальное. Пост-хиппи, в общем, эдакий. Четвертого путешественника зовут Бобби, он такой вечно пьяненький веселенький толстячок. Играет его Нед Битти, не путать с Уорреном Битти. Этого Битти можно увидеть, например, в старых фильмах про Супермена, где он исполняет роль плутоватого толстяка по имени Отис. Еще его можно увидеть в любимом сериале моей бабушки - «Она написала убийство». Такие вот четыре танкиста.

Вступление несколько затянулось, ну да пох. Я не профессионал, а любитель. Могу писать что хочу и как хочу, поскольку денег мне за это все равно не плотят. В общем, то, что перед нами не пропагандистский фильм о пользе байдарочного спорта, становится ясно с первых же кадров. Уж очень мрачно и неприветливо выглядит американская глубинка. Типа как у Тарковского – пустые заколоченные дома, ржавые машины, кучи брошенных хозяевами бытовых приборов и все это поросло большими пыльными лопухами. Люди, оставшиеся в долине реки, еще того хуже. Это персонажи не «Сталкера» даже, а самых забубенных серий «X-files». Эдакие фермеры-вырожденцы, все как на подбор хромые, кривые, косые, глухие и тупые. Особенно запоминается мальчик, даун-альбинос, играющий на банджо. Вообще, музыка банджо звучит на протяжении всего фильма, придавая происходящему некую такую инфернальную саркастичность.

Короче, наши парни расчехляют свои байдарки и плывут. На первой же ночевке ссорятся друг с другом, поскольку Льюиса (спортсмена) адски раздражает толстый Бобби, друг Эда. А Эда (интеллектуала) раздражает друг Льюиса Дрю, с его бесконечными восторгами по поводу цветочков-василечков. Кроме того, Льюис когда-то был влюблен в жену Эда и считает, что меланхолик Эд ее недостоин. В общем, поутру они молча рассаживаются по байдаркам, Льюис с Дрю, а Эд, соответственно, с Бобби, и молча плывут дальше. Эда и Бобби уносит течением далеко вперед и прибивает к какой-то отмели. Они выходят на берег и сталкиваются с двумя браконьерами. И вот тут начинается жесть. Более мерзких персонажей, чем эти два браконьера, представить себе невозможно. Это просто какие-то беглые каторжники из диких степей Забайкалья. Грязные, обросшие шерстью, с выпавшими от цинги зубами и выпученными конъюнктивитными глазами. Эд с Бобби пытаются пошутить, но браконьеры не смеются. Тогда парни пытаются бежать, но у них не получается. Далее следует разрекламированная в начале рецензии сцена изнасилования одной особи мужского пола другой особью мужского поло. Героя Йона Войта привязывают к дереву, а героя Битти раздевают, ставят на четвереньки и говорят – «хрюкай, нах! визжи как гребанная свинья, нах!». И он хрюкает. И визжит. Сцена эта, так сказать, вошла в анналы, многократно пародировалась в разных фильмах, вплоть до «Симпсонов». Типа, боров трахает борова и приговаривает – «визжи как человек!». Вот такие пироги…

Слава Богу, почти сразу приплывает Берт Рейнольдс со своим луком и всех спасает. Тому браконьеру, который держал Эда, удается бежать, а вот того, который был любителем поросят, спортсмен Льюис нанизывает на стрелу как мотылька на иголку. Браконьер пару минут корчится в страшных муках, причем на его заросшем шерстю лице трогательно недоуменное выражение. Типа: «ребята, мы же просто шутили! Между друзьями это нормально. А вы меня так…». Как бы то ни было, толстый Бобби отмщен. Фильму конец? Не тут-то было! Льюис рад, что попробовал наконец свой лук на живой мишени. Эд рад, что спасся. Бобби, ясное дело, вообще ни до чего. А вот Дрю, хиппи говенный, начинает истерить. Что, мол, вы наделали! Вы же человека убили! Как будто такую мразь можно считать человеком… Эд говорит – «пойдем в полицию и расскажем все как было». Льюис говорит – «неужели ты думаешь, что нам кто ни будь поверит? Они же в этой глуши все повязаны, а мы богатые придурки из города. Никто нам не поверит, даже кровавая задница Бобби не поможет. Скажут, что мы его сами и отпердолили…». Эд признает правоту Льюиса, а Дрю начинает истерически хихикать, размазывая слезы по лицу. Мертвого браконьера-содомита закапывают в землю и приваливают сверху неслабый бульник, чтобы не нашел никто и никогда, даже если водохранилище иссохнет. Потом славные рафтингисты рассаживаются по своим рафтам и плывут дальше. Однако, на первых же порогах Дрю толи выпрыгивает из байдарки и стукается головой о камни, толи его подстреливают и он падает за борт уже мертвый. Ясности с этим нет ни у героев фильма, ни у зрителей. Льюис не может управлять своим плавсредством в одиночку, его заносит, кидает на камни, он ломает руку и вообще с трудом остается жив. Но и это отнюдь не конец.

Эд и Бобби решают, что сбежавший браконьер засел на скале над порогами и собирается их всех перестрелять. Бобби после гибели Дрю взбодрился и повеселел, что понятно – как бы ему ни было тухло, он, по крайней мере, жив. Эд решает лезть по почти отвесной скале вверх, где предположительно укрылся браконьер. Причем делает он это не столько потому, что считает необходимым, сколько потому, что иначе он просто сойдет с ума от страха. Добравшись до вершины скалы, он не находит никого и от избытка чувств просто вырубается. Когда Эд приходит в себя, над ним стоит бородатый мужик с ружьем. Эд протыкает его стрелой от лука Льюиса. Мужик падает замертво. Эд осматривает его и понимает, что это не тот мужик. Не сбежавший браконьер-извращенец, а просто человек с ружьем, мирный местный житель. Для Эда это момент своего рода экзистенциального ангста. Описывать игру Йона Войта в этом эпизоде бесполезно, нет в человечьем языке таких слов. Поверьте на слово, любезный читатель, волосы встают дыбом. Выть от ужаса хочется. Именно в этот момент, а не в какой-то другой.

Закругляемся. В конце концов Бобби, Эд и полуживой Льюис добираются до цивилизации. Они рассказывают всем, что просто напоролись на камни. Полиция, естественно, им не верит, но они удачно спрятали все концы в воду, и местному шерифу ничего не удается раскопать. На глазах трех товарищей вода затопляет этот адов каньон, погребая под собой все дурное, что там произошло. Что характерно, Льюису и Бобби все случившееся в принципе пошло на пользу. Бобби стал похож на покойного Дрю, он умильно плачет над геранью в горшках, свежими газетами, часами с кукушкой, гамбургерами с картошкой и прочими атрибутами “нормальной" жизни. Льюис стал похож на Эда, он значительно менее самоуверен и самодоволен, больше склонен к рефлексии, он даже пить начал. А вот Эд… С Эдом все плохо. Каждую ночь Эд погружается на дно рождения, в долину смертной тени, где живут призраки прошлого. Его преследуют страшные бородатые покойники, тянущие из-под воды свои полуразложившиеся руки в поисках его руки. Он просыпается в холодном поту. Потом опять засыпает и ему опять снятся темные воды, хранящие страшные тайны.

Бывшая моя коллега по работе была не вполне права. Кому-то погружение на «дно рождения», в юдоль скорби, отчаяния и безнадежности может пойти на пользу, помочь возродиться к новой жизни, как пошла эта история на пользу героям Рейнольдса и Битти. А вот героя Войта, и без того не слишком счастливого, происшедшие события сделали совсем несчастным. Если человеку написано на роду бесконечно терзаться самоедством и жаждать идеальной жизни, где все будет красиво и правильно, то никто и ничто ему не поможет. Дно рождения, блин, в его собственной голове. Остается только взорвать свою голову динамитом, как Бельмондо в «Безумном Пьеро». Впрочем, Пьеро в последний момент говорит «oh-ow» и пытается потушить фитиль. Потому, что дно рождения тотально, оно, вполне возможно, поджидает нас и на том свете. Так что с динамитом не стоит торопиться.

P.S. Рецензию эту я писал три месяца. Дописывал, переписывал, дважды начинал заново. За время написания мне, ненароком, исполнилось двадцать девять лет. Жены нет, работы нет, денег нет, перспектив нет. Сил бухать тоже больше нет. Поздравления можно направлять по адресу: unclezhora.livejournal.com. Если кто чего не понял – перечтите эпиграф.

Дядя Жора

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Ваш комментарий



 
Все рецензии рубрики Deitero Silver  
 
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования