Цифровые системы
  Гостевая книга  Форум Поиск по сайту
 
Главная Список фильмов Рецензии Сильвера Deitero Silver Элитарное Другие рецензии Релизы Ролики Биографии Ретро

Бразилия (Brazil) 
 


Терри Гиллиам


Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Кэтрин Хелмонд, Иен Хольм, Боб Хоскинс


131 минута


1985




 IMdB
 ВидеоГид
 Rotten Tomatoes
 FAQ Brazil
 Дневник кино
 OZON
 Википедия


Оценки

Общая - 10

Режиссура - 10

Сценарий - 10

Зрелищность - 10

Актерская игра - 8

Ваша оценка
Рейтинг 9.8 при 31 голосах.
 


 


20-й век, зима, Рождество, клаустрофобичный город. У меня, например, началась одышка, потому что открытых светлых пространств в этом городе нет вообще – наверное, для профессионалов кино это очень легко, но меня просто поражает как это Гиллиам в своем далеком 1985-ом сумел передать с экрана такое хватающее за горло ощущение безвоздушности. Общество потребляет высокие технологии, богатые жируют в дорогих ресторанах и, как и полагается, ни хрена не делают, бедные работают на них в поте лица, и всем этим управляет Министерство Информации, совмещающее в себе функции полиции, армии, КГБ, пропаганды и всего остального, что приходит на ум при слове «государственная машина». Машина, отчасти вдохновленная «Замком» и «Процессом». Конвейеры бумаг, печатные аппараты, дела, «слушали-постановили», клерки, с деловым видом носящиеся по коридорам, пневматическая почта, кабинеты-каменные мешки (узкие с неимоверно высокими потолками) – и при всем этом бурлении мы как-то понимаем, что ни фига полезного никто тут не делает. Мартышкин труд, пустая занятость. Короче, апогей бюрократизма в воспаленном воображении талантливого художника. Главный герой, чиновник Сэм Лаури – мелкая сошка в Министерстве Информации. Каким-то чудом он еще не совсем растерял все человеческие качества, поэтому ему немного муторно среди этого. Нет, он вовсе не созрел для революций и тоже опасается «террористов», которыми занимается его ведомство и которые жутко похожи на фикцию, но какое-то беспокойство имеется, эдакое щедринское «чего-то хотелось – не то конституции, не то севрюжины с хреном». Его способ убежать из этого вакуума, глотнуть воздуха – его сны. Во сне он видит себя полу-Икаром, полу-Гермесом, влюбленным в прекрасную принцессу и спасающим ее от монстров (вообще сны Сэма Лаури в фильме имеют такое же значение, как сны Веры Павловны в известном романе – сами посмотрите).

Казалось бы, эта совершенная машина, из которой полностью исключен так называемый человеческий фактор, - вся роль людей сводится к обслуживанию машин и вводу/выводу данных в/из компьютеров, - не способна на ошибку. И тем не менее, фильм начинается с нелепой ошибки. Автомат печатает и выплевывает листы дела некоего Арчибальда Таттла. Клерк невозмутимо следит за процессом. Все идет своим чередом. И тут клерк обнаружил, что в кабинете летает муха. Здоровая, черная, громкая такая муха. После недолгой охоты муха прихлопнута на потолке, и, немного повисев на своих кишках, ее труп падает и попадает в работающий автомат. И вместо фамилии «Таттл» заклинившая машинка начала печатать «Баттл». И пошло-поехало. Бедолагу Баттла арестовали ни за что, ни про что, выдернув из семейного круга («вот вам расписка за вашего мужа, а это моя расписка за вашу расписку»), сцену ареста, вернее сцену после ареста, наблюдала соседка Баттла сверху, и она, сознательная гражданка, пошла в МинИнф подать завление об ошибочном аресте. Пока канцелярские крысы мурыжили ее по отделам, ее увидел наш главный герой и понял – вот она, девушка из его волшебных снов! Дальнейшее развитие событий определяется погоней Лаури за девушкой своей мечты, их встречей, встречей Лаури с другими людьми.... И это обязательно нужно смотреть. И смотреть, что из этого всего вышло.

Накатала это, и поняла, что так я далеко не уеду, что писать про «Бразилию» так, как начала я – гиблое дело. Поэтому с кратким содержанием завязываю. В фильме так много персонажей, у них так много значений и ролей, они так красноречивы даже внешне, что на достойное описание не хватит формата, а на отстойное не хочется тратить ничье время. Короче, что такое «Бразилия»? По-моему, это встреча Оруэлла и Дали, накурившихся Кафки. Кошмарное видение будущего. Сатирическая антиутопия. Черная комедия. Фильм ужасов. Все в одном флаконе. Но это не делает «Бразилию» невнятным кинцом – и это здорово. Не распыляясь, ни на минуту не упуская контроль за ходом событий, Гиллиам гнет линию боя недобюрократа с мельницами, увивая ее антуражем роскошных второстепенных персонажей, среди которых: мастер-золотые руки Арчибальд «Харри» Таттл – он же супер-герой, смесь Джеймса Бонда и Тарзана, он же человек вне закона, которого, собственно, и разыскивало тамошнее КГБ, он же призрачный главарь призрачных террористов-революционеров (Роберт Де Ниро); друг и сослуживец Сэма Джек Линт – карьерист, палач, примерный семьянин (монтипайтоновский Майкл Палин); мама Сэма – пробивная блядоватая старушенция в умопомрачительных туалетах и шляпке по эскизам Сальвадора Дали, дама со связями в высших политических кругах, чудо пластической хирургии (одна из самых смешных сюжетных линеечек фильма – история прогрессирующих пластических операций ее и ее подруги, такой же престарелой красавицы); метрдотель, похожий на Гитлера и говорящий по-французски; два придурка из ремонтного бюро, одного из которых, с наглой харей и сильным лондонским акцентом, играет Боб Хоскинс, и который персонаж Бобби Де Ниро.......ну, сами увидите; сюрреалистический вахтер в МинИнформации; собачка с залепленной лейкопластырем задницей – зачем, поймете, когда посмотрите (я, кстати, заметила только при втором просмотре) и т.д. Ну буквально каждый заслуживает отдельного слова и стоит своего кадра.

Помимо Оруэлла, чей «1984» послужил первоисточником для фильма, Гиллиам передал приветы Эйзенштейну (кадры с пылесосом, катящимся по лестницам министерства и шагающими по этой же лестнице солдатами – «Броненосец «Потемкин»»), Дали, Кафке и Куросаве. Все эти «приветы», подпитанные фантазией самого Гиллиама, формируют отличную картинку, которая держит глаз до конца.

Декорации – фантастика. Я уже говорила, как изображение давит на психику. Очень объемно, выпукло, живо сделано. Детали – адские машины, «компьютеры» - гибрид пишущей машинки и телевизора, телефоны, потрясающе сложная система коммуникаций, в которой линия кондиционирования воздуха проходит в непосредственной близости от говнопровода, автоматизированные тостеры, кофеварки, вешалки (страшно подумать, что у них там в туалете!), дома, костюмы, здание министерства, кабинеты, коридоры, камеры нааблюдения – все это продумано и исполнено блестяще. Настоящий футуристический город – вроде как и не бывает такого, но реален, ощутим физически (до сих пор хочется вдохнуть поглубже, как вспоминаю гонки на автомобилях в этом замкнутом пространстве). В целом картинка напоминает какое-нибудь «Искушение святого Антония» Дали – мне, во всяком случае. Особенно развитие финальной сцены (последние 10 минут): метаморфозы персонажей, вытекание одного кадра в другой через двери и окна, одна сцена сменяется другой, как падающие друг за другом доминошки, с корабля на бал, из тюрьмы на похороны, совмещение несовместимого и полное размытие границ бреда, сна и реальности... В общем, шикарная раскадровка, приводящая к логическому завершению фильма и неслабому финальному кадру.

Есть у меня один хороший знакомый – каждый раз, когда мы говорим о фильмах, он задает один и тот же вопрос: «а про что фильм?». И я каждый раз теряюсь, потому что не могу найти тех нескольких простых слов.... О чем «Бразилия» в двух словах? Сложно говорить, о чем сатира – это ведь сатира. Просто смотришь, узнаешь какие-то явления, каких-то людей. Радуешься (или раздражаешься) качественному исполнению, нацеленности и злободневности сатиры. Но если бы мне все-таки пришлось отвечать на вопрос «а про что?», я бы, наверное, ответила, что «Бразилия» - фильм о большом жизненном обломе. Концовка в первый раз показалась мне безысходной и мрачной. Во второй раз я подумала, что герой все же спасся – опять пресловутый побег в другой, лучший, мир – правда, теперь уже навсегда.

На всякий случай заранее скажу тем, кто начнет сравнивать фильм с книгой (в чью бы ни было пользу) и загибать пальцы, высчитывая несовпадения, мисинтерпретации, «фактические ошибки» и т.д. – несмотря даже на то, что изначально фильм планировалось назвать «1984 ?», «Бразилия» ни в коем случае не экранизация «1984»! Считать книгу Оруэлла следует не первоисточником и исходным материалом фильма, а, скорее, его вдохновителем. Более того, Гиллиам создал настолько цельный и законченный мир, что для четкого и полного понимания фильма Оруэлла читать вообще не обязательно.

Остается выяснить, при чем тут, собственно, Бразилия. Как страна – ни при чем. Как нарицательное имя, обозначающее своего рода рай – при всем. Основная музыкальная тема фильма – одноименная песенка. Мужской голос поет о том, как хорошо было в Бразилии, под оранжевой луной, с сердцем, полным любви. Но утро застигло его за тысячи миль от этого сказочного места, хотя в его сердце еще осталась невысказанная нежность. Но он верит, он знает только одно – что бы ни случилось, он все равно вернется в Бразилию.

Вот и Сэм Лаури вернулся в свою Бразилию.

Юлия М

 

 

 

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
[an error occurred while processing this directive]


Ваш комментарий



 
Все рецензии рубрики Deitero Silver  
 
 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования